На стадионе без мата: болей, но меру знай
Текст: Тимур Романюк.
Источник: Redyarsk.Ru - спорт Красноярска.
29 августа 2019 года | Прочтений: 1468
Какие только кампании не затевались в нашей стране. То пятилетние планы выполняли в четыре года, то перестройку начинали с себя, то в борьбе за чистоту российского футбола принимали невразумительный Кодекс чести. А в текущем сезоне Футбольная национальная лига проводит акцию “Заряжай без мата”.
Согласно приведенным лигой данным, в прошлом сезоне клубы ФНЛ заплатили за нецензурную брань и оскорбления с трибун 820 тысяч рублей в виде штрафов. В связи с этим возникает несколько вопросов. Например, много это или мало? Или – почему за мат с трибун платят именно клубы? Давайте попробуем разобраться.
Что такое «мат»? В данном контексте, со 100-процентной уверенностью можно сказать, что это грубая нецензурная брань, то есть сегмент бранной лексики, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Вот как-то так примерно.
Носителем языка (лексики) является человек, который может время от времени употреблять на своем жизненном пути те или иные слова, в том числе и нехорошие. Как часто и в каких местах человек употребляет в своей речи грубую нецензурную брань зависит от многих факторов – окружающей обстановки, складывающейся на данный конкретный момент ситуации, воспитанности, возможности адекватно оценивать им свое поведение, отдавать отчет своим действиям и т.п.
Общество старается оградить себя и своих законопослушных членов от проявлений людской агрессии, в том числе и от мата. В Кодексе об административных правонарушениях имеется статья 20.1 «Мелкое хулиганство», предусматривающая ответственность в том числе и за мат. Часть первая указанной статьи гласит: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества».
И вот тут начинается интересное. Например, если меня поймал наряд ППС матерящимся на остановке общественного транспорта, меня привлекут к ответственности за мелкое хулиганство, выпишут штраф или на пару недель удалят из общества, неуважение которому я выразил при помощи непечатных выражений. Но если я на стадионе в течение полутора часов буду громогласно крыть матом судей и игроков, мне ничего не будет, а штраф за мой нецензурный креатив заплатит футбольный клуб (если, конечно, об этом внесут соответствующую запись в протокол матча).
Непонятно – а почему за поведение конкретного человека расплачивается клуб? Потому что он не проводит воспитательную и разъяснительную работу с болельщиками? Но, если следовать такой логике, здесь следует привлечь к выплате штрафов семью и школу, которые в равной мере несут ответственность за то же воспитание высокодуховной личности. Абсурд, скажете? Соглашусь.
По моему глубоко личному мнению, ответственность за свои поступки должен нести тот, кто их совершил. Для чего у нас на стадионах установлено видеонаблюдение? Для чего во время матчей работают правоохранительные органы? Чтобы на входе искать запрещенные к проносу на стадион предметы, колошматить дубинками фанатов без разбора за применение этих предметов? Почему не занимаются выявлением нарушителей общественного порядка во время матчей? Скажете, что невозможно это сделать. Можно. Техника позволяет. Было бы желание. Самый красноречивый пример – Англия. Пример не новый, но показательный. Для наведения порядка наказывали не клубы, а конкретных нарушителей, вплоть до отлучения от посещения футбольных матчей и выезда за границу. А если за мат условного Васи Пупкина будет расплачиваться клуб, ничего у нас не изменится. Даже если сотрудник, отвечающий за работу с болельщиками, встанет на колени и будет слезно умолять каждого проходящего на стадион не материться. Ведь на чужой роток не накинешь платок…
Возвращаясь к сумме прошлогодних штрафов. Помните – 820000 рублей заплатили клубы за нецензурщину своих болельщиков. Принимая во внимание минимальный при таких клубных «проступках» размер санкций – 10000 рублей – клубы наказывались в 82 матчах из 380 проведенных в чемпионате (21,5%). А если еще учесть повторность привлечения к ответственности, количество игр, где инспектор или делегат матча отмечали сквернословие трибун в протоколе, по самым грубым подсчетам сократится примерно до 46-47 (12,1/%). Вот такая статистика.
Если же отталкиваться от санкций Административного кодекса, где за первичное правонарушение предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей, в среднем на одну игру первенства ФНЛ приходится 2158 рублей штрафных санкций, а это как минимум – три матершинника, выявленных и наказанных в рамках действующего законодательства. Уж троих-то нарушителей общественного порядка выявить реально. Думается, что примеры выявления и наказания конкретных лиц были бы нагляднее и действеннее, чем наложение штрафа на без вины виноватый футбольный клуб.
Но это в идеале. А пока имеем то, что имеем, и ФК “Енисей”, который не хочет платить штрафы, призывает болельщиков поддержать акцию по выражению своих эмоций в интернете и на трибунах стадионов без использования ненормативной лексики и для начала воздержаться от сквернословия на матче 11-го тура первенства ФНЛ с “Чайкой”. Правда, игра и результаты нашей команды на настоящий исторический момент вряд ли вызывают эмоции, отличные от «спонтанной речевой реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию».
Автор этих строк не призывает игнорировать просьбу клуба. Скорее – поддерживает ее. Помните, что рядом с вами находятся дети, подростки, девушки и женщины, ваши родные и близкие. Не ругайтесь матом. Болейте эмоционально, но корректно.
Комментарии (0)